8-800-100-1220круглосуточно
г. Москва, ул.Каланчевская, д.16 стр.1

Хотите заказать обратный звонок?

Нажимая на кнопку вы принимаете с условиями соглашения на обработку персональных данных
Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском

Древнее подмосковное село Коломенское известно еще с начала XIV столетия, и уже почти пол века, как вошло в черту Москвы. Но сама церковь Вознесения является историческим фрагментом древнего Подмосковья, почти в неприкосновенности сохранившемся от тех,  еще недавних времен, когда над высоким берегом, над бескрайними заливными лугами и синеющими вдали лесами за Москвой-рекой, в стремительном порыве устремлялся в небо высокий белый столп храма Вознесения…

История строительства

Впервые Коломенское упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Издавна это село, расположенное на высоком берегу над поймой Москвы-реки, служило летней резиденцией московских князей и царей, но особенно его любил и обустраивал князь Василий III. При нем здесь был построен обширный деревянный дворец. Именно при князе Василии III в 1532 году,  в Коломенском был построен знаменитый храм Вознесения, ознаменовавший собой начало каменного шатрового зодчества на Руси.

Окончание постройки Вознесенской церкви было отмечено трехдневными торжествами и пиршествами, на которых присутствовали сам великий князь Василий III и митрополит. Деревянные церкви с высокими кровлями-шатрами в России строились издавна. Но в каменной архитектуре господствовали сводчатые покрытия, господствовала византийская традиция крестовокупольного храма. Никто не решался соорудить шатер из камня, слишком сложной это было задачей. И вот однажды безвестный мастер решился на новое дело, на редкое по смелости сооружение. Своеобразие и красота необычной церкви ошеломила современников. «Беже церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего в Руси», — писал летописец.

Архитектурные особенности

Высота шатра церкви Вознесения составляет 28 метров,  а высота всей церкви — 62 метра. Все архитектурные детали храма подчеркивают его устремление вверх. А могучее основание, неторопливый ритм лестниц и галереи, окружающей здание, только усиливают впечатление стремительного подъема. Образ церкви Вознесения — это образ Церкви Христовой. Говоря с нами на языке гениальной архитектуры, безвестный строитель рассказывает о молитвенном порыве человеческого духа,  стремящегося ввысь, к Богу. Есть человек и есть Бог, говорит зодчий, все остальное — второстепенно. И стремление человека к Богу — это стремление потерянного сына к отцу. А достичь его можно, только отринув земное и устремив душу и помыслы свои вверх, к горним заоблачным высотам, «возлюбив Господа своего всем сердцем своим»…

В облике храма все подчинено идее стремления ввысь. Переход от яруса к ярусу происходит как бы сам собой, органично и без малейшей задержки, неудержимо, но и без видимой торопливости. Нет ничего лишнего, или, по словам Берлиоза, «налепленного».

Убранство церкви

Интерьер храма отличается цельностью художественного облика и наполнен светом. Освещенность интерьера усиливается за счет особого устройства окон: снаружи, по углам четверика, они расположены на соседних гранях, а внутри два окна сходятся в одно, занимающее весь угол. Умелое расположение окон создает разнообразную игру света — от ослепительно-яркого до сильно затененного. По площади храм невелик — 8,5 на 8,5 метра, но при сравнительно небольшом пространстве в нем сохраняется ощущение простора. Устремляющийся ввысь шатер производит впечатление уходящей в небо лестницы. Внутри церкви преобладает белый цвет. Реставраторы установили, что этот цвет присутствовал в храме изначально. Пол церкви был выложен «конвертом» красными и черными треугольными керамическими плитками, а в XIX веке он был покрыт квадратными каменными плитами. Первоначальный иконостас храма не сохранился. В настоящее время в нем можно видеть восстановленный иконостас XVII века.

Почти за пятьсот лет своего существования храм неоднократно подвергался ремонту, поновлению и реставрации. Но основной его облик сохранился без существенных изменений. Несмотря на тщательные исследования, до сих пор, к сожалению, не удалось установить имя гениального зодчего, строившего храм. Никаких сведений в исторических документах о нем не содержится. То, что храм построен по образцу русских шатровых деревянных храмов, вроде бы должно указывать на то, что его строил русский мастер. С другой стороны, многие приемы, элементы конструкции и декора говорят о сильном влиянии итальянского зодчества эпохи Возрождения. Может быть, храм строил итальянский мастер, приглашенный Василием III? Но многие особенности конструкции церкви очень близки строительным приемам псковских мастеров, а ряд декоративных элементов прямо происходят из московского зодчества XIV-XV веков…

Что ж, может быть, загадка храма Вознесения в Коломенском, внесенного в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО, когда-нибудь будет разгадана,  и мир узнает имя гениального архитектора, построившего его. А пока стремительно взлетающий с зеленого берега Москвы-реки белокаменный храм молчаливо хранит свою тайну.

Источник: http://igordiksa.com/?p=4302&lang=ru

Автор: Игорь Дикса

Следи за нами в социальных сетях facebook instagram vk
Легенды Москвы
8-800-100-1220
г. Москва, ул.Каланчевская, д.16 стр.1
пн – сб 10:00 - 18:00

Нужна специальная экскурсия?

Нажимая на кнопку вы принимаете с условиями соглашения на обработку персональных данных

Бронирование

Для начала выберите места в автобусе
  • взрослый
  • детский
  • льготный
к оплате
1 200 ₽

Нажимая на кнопку вы принимаете условия соглашения на обработку персональных данных.
Информация об оплате и гарантия безопасности
к оплате

Нажимая на кнопку вы принимаете условия соглашения на обработку персональных данных.
Информация об оплате и гарантия безопасности